Полезные ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

Поиск

Чтобы люди чувствовали себя людьми

Психоневрологический интернат – для людей, нуждающихся в постоянном уходе, – становится домом. И будет этот дом казенным или родным, зависит от усилий персонала. Как со своими задачами справляются сотрудники белевского, веневского и торховского ПНИ, выяснял председатель областного правительства Юрий Андрианов.

Что такое реабилитация
– Меня Леха зовут! Но можно Алексей Викторович, – прихрамывая, бросился навстречу Андрианову один из жителей Торховского интерната. – У нас тут все хорошо. Пойдемте, я вам палату покажу!
Андрианов пожал Лехе руку и пообещал зайти, но сначала отправился на экскурсию по учреждению, которую взялся провести директор интерната Николай Сомкин.
В довольно просторных палатах убранство нехитрое – аккуратно заправленные кровати, тумбочки, небольшие шкафчики. На стенах – ковры, у мужчин – с медведями и лесными пейзажами, у женщин – в основном с цветочными узорами, а поверху прикреплены мягкие игрушки. В помещениях чисто. В общем холле висит большой телевизор с плазменной панелью, посмотреть который можно всем вместе. На этаже одного из корпусов – своего рода молельная комната, куда приходят и персонал, и подопечные. Одну из икон вышила мама онкологического больного, который, после того как женщина завершила работу, пошел на поправку.
– Сейчас в интернате находятся 327 человек в возрасте от 18 до 90 лет, – рассказал заведующий отделением ПНИ Вячеслав Шлегель. – У многих довольно тяжелые заболевания.
Почти половина пациентов не выходят за пределы своей палаты. Большинство из них физически могут ходить, но психика в таком состоянии, что люди не способны заставить себя пошевелиться. При этом все может измениться в любой момент.
– Интернат – это, конечно, не приговор, но уходят отсюда довольно редко. За 25 лет моей работы было два таких случая, – продолжил Шлегель. – Мне кажется, у нас люди не совсем правильно понимают, что собой представляет реабилитация. Ведь главная задача – сделать так, чтобы человек был в обществе, развивался, может быть, работал. И в этом смысле в интернате у наших пациентов больше возможностей для полноценной жизни, тогда как, выйдя отсюда, они могут оказаться в изоляции.
Председателю правительства показали не только корпуса, но и места для прогулок, отремонтированную котельную, подсобное хозяйство. В столовой угостили отваром из шиповника, который приготовили на полдник. Всем, что увидел и попробовал, Андрианов остался доволен.
Кроме того, директор учреждения поделился планами: интернат отгородят от обычных жилых домов, которые построены буквально в двух шагах от него. Но при этом нужно проложить пару сотен метров дороги, чтобы можно было проехать, не задевая территорию ПНИ. Андрианов поручил подготовить проект, подсчитать, во сколько примерно он обойдется.

Строго и просто
Белевский психоневрологический интернат специализируется на медико-социальном обслуживании пожилых людей, инвалидов, имеющих хронические психические заболевания и нуждающихся в постоянном уходе и бытовом обслуживании. Сейчас в нем постоянно проживают 390 человек.
Интернат, конечно, не лишенный казенной строгости и простоты в оформлении, все-таки довольно уютный. Правда, чтобы сделать его таковым, понадобилось немало вложений, например, общий объем финансирования на 2015 год – более 95 миллионов рублей. Из этих средств на 718 тысяч рублей была приобретена мебель, еще почти столько же потратили на покупку банно-прачечного оборудования, еще более полумиллиона ушло на чистящие, моющие, дезинфицирующие средства.
Юрий Андрианов осмотрел помещения, где уже завершился ремонт, установлен новый инвентарь.
– Очень большая часть работ произведена, остальное будет сделано в следующем году, деньги под это запланированы. Мы прошли практически по всем зданиям интерната, и везде – свежий воздух, а это признак того, что уборка проводится регулярно, достаточная вентиляция, – отметил он.
Специфика подобных учреждений такова, что постояльцам необходимо обеспечить не только медицинскую помощь, но и привлечь их к трудотерапии. Она помогает компенсировать утраченные функции организма, просто почувствовать себя полезным, нужным.
В Белевском интернате – впечатляющее подсобное хозяйство: 7 гектаров сада, еще 30 тысяч квадратных метров луга и огорода. Есть свиноферма. Об урожае-2015 пока судить рановато, но результаты прошлого года были неплохими: собрано картофеля 2,5 тонны, овощей – 6,8, произведено 1,5 тонны мяса.
Глава правительства отметил, что следом за ремонтными работами в зданиях начнется благоустройство территории – нужно привести в порядок дорожки, выполнить озеленение, обновить беседки.

Не работаем, а служим
Еще один психоневрологический интернат, который посетил Юрий Андрианов – в деревне Щучье Веневского района, – отличается от всех и по объемам (он самый маленький – на 115 человек), и по атмосфере. Социальное учреждение расположилось в стенах усадьбы тульского адвоката Черносвитова. Так что часть пациентов живут в барском доме, другие – в более современных корпусах. Впрочем, везде обстановка пусть не шикарная, но похожая на домашнюю.
С виду интернат напоминает скорее летний лагерь для подростков. Хочешь – смотри телевизор, хочешь – гуляй целыми днями на свежем воздухе, хочешь – помогай ухаживать за коровами, свиньями, курами и утками, хочешь – трудись в поле или в саду, а хочешь – корми голубей на местной голубятне. Есть здесь даже собственный небольшой спортивный зал с тренажерами и настольным теннисом.
– Мы стремимся создать условия, приближенные к домашним, – рассказала директор ПНИ Галина Герр. – С любовью к нашим подопечным относимся, как к детям. Каждому говорим: «Это ваш дом, а значит, здесь нужно и убираться, и за порядком следить, и за хозяйством». Ребята делают, кому что по силам. Трудовая терапия – важнейшая часть реабилитации, она дает возможность людям почувствовать себя людьми.
На въезде в интернат стоит часовня, где проводят службы, на которые пациенты ходят с удовольствием. Кстати, вера, по мнению Галины Герр, многим помогает выстоять – и неважно, больной человек или здоровый.
– Работать, конечно, тяжело иногда, но ведь всем бывает сложно. А потом, вы видели, какой здесь позитив? Подошел сейчас Егор (мужчина с синдромом Дауна. – Ред.), обняла его и радуешься, потому что ему хорошо от этого. Отремонтировали что-то – радуешься! Территорию благоустроили – радуешься! Розы зацвели – радуешься! Надо молиться, за все благодарить Бога и радоваться.
По окончании экскурсии председатель регионального правительства отметил, что учреждения, которые удалось посетить, существенно отличаются друг от друга.
– Интернаты очень разные, и впечатления от них очень разные. В других, может быть, оборудование поновее. А здесь, в Щучьем, пациенты слились с природой и живут своего рода коммуной. Тут активно занимаются сельским хозяйством: в этом году, например, собрали 47 центнеров зерна с гектара, а у нас по области пока 30 центнеров в среднем идет. Естественно, здесь люди, пораженные недугами, но во всех интернатах, где я был, созданы условия, чтобы они жили достойно. Могу только поблагодарить руководителей и коллектив учреждений.

25 Августа, 2015  00:05 Просмотров: 1333 Печать

В этом разделе